Статьи |
|
Развитие дистанционного образования в России
Анализ, проведенный Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики показал, что в России кроме Регионального финансово-экономического института имеется несколько десятков других развитых образовательных учреждений, в той или иной степени реализующих технологии дистанционного обучения (ДО). В них проработаны несколько вариантов организации ДО, которые можно считать типичными для условий России.
Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ). Началом его деятельности определяется 1993 г. Он был создан на базе Центра ДО и организован как институт в 1996 г., является структурным подразделением университета, центральным звеном в системе ДО МЭСИ. СДО МЭСИ включает в себя дидактическую (учебно-методический блок; блок средств обучения; блок информационных технологий дидактического взаимодействия и доставки учебных материалов), административно-управленческую, материально-техническую, информационную, научно-исследовательскую, телекоммуникационную, маркетинговую, международную, региональную подсистемы и подсистему безопасности. Взаимодействие этих подсистем позволяет эффективно организовывать образовательный процесс МЭСИ.
Особенностью деятельности ИДО МЭСИ является то, что, руководствуясь государственными образовательными стандартами, принципами непрерывного профессионального образования и разработав модульные учебные планы, это учреждение от учебного курса к курсу проводит подготовку и обеспечивает образование следующих уровней:
дополнительное образование по отдельному курсу, соответствующему учебной программе высшего профессионального образования;
начальное профессиональное образование;
среднее специальное образование;
неполное высшее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование (квалификация "бакалавр");
высшее профессиональное образование (квалификация "специалист");
профессиональная переподготовка специалистов (для лиц со средним специальным и с высшим образованием).
Дистанционное обучение в МЭСИ проводится с использованием двух технологий: "кейс"- технологии и сетевой технологии.
Международный Институт Менеджмента "ЛИНК" (МИМ "ЛИНК") - российский партнер Школы Бизнеса Британского Открытого Университета (БОУ), обладатель эксклюзивного права для проведения обучения по методике и с использованием учебно-методических материалов БОУ в СНГ. МИМ "ЛИНК" - негосударственное высшее учебное заведение, образованное в 1992 г., самая крупная в настоящее время в России школа бизнеса, обеспечивающая подготовку около 7000 менеджеров в год, осуществляет свою деятельность через сеть региональных учебных центров (около 80) на территории России и стран-участников СНГ. Слушатели, желающие изучить учебные курсы, проходят регистрацию и являются полноправными студентами БОУ.
Современный гуманитарный университет (СГУ). Образован в 1992 году в г. Москве. Поступающие в СГУ проходят тестирование, определяющее их уровень знаний. Особенностью технологии образовательного процесса является то, что все учебные дисциплины разбиваются на отдельные части - юниты, которые содержат экстракт из учебников, статей, монографий по теме учебных дисциплин. Учебный материал юнитов подкрепляется видеолекциями. В течение семестра слушатель изучает 25 юнитов общим объемом свыше 2 тысяч страниц учебного материала. Слушатели выполняют курсовые работы и контрольные задания. После каждой юниты слушатели участвуют в защите, деловой игре или обсуждают изучаемую тему за "круглым столом", проходят тестирование.
Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО). ЕШКО - крупнейшее учебное заведение, в котором учатся сотни тысяч студентов из стран Европы, Южной Америки и Китая. Она обеспечивает обучающихся всем необходимым учебным материалом и постоянной поддержкой личного преподавателя, который проверяет домашние задания, дает советы, отвечает на вопросы.
Российский гуманитарно-технический колледж и Русский институт управления "Тантал". Образовательное учреждение "Тантал" является некоммерческим образовательным учреждением, созданным в 1991 г. с целью подготовки и переподготовки различных слоев населения страны. Прием в колледж ведется без ограничения возраста при наличии образования не ниже среднего. Это учреждение имеет собственные учебные центры в городах Находке и Москве. Для обеспечения учебного процесса используются современные средства информационных технологий, хотя основу составляет корреспондентское обучение с использованием почты.
Российский Центр дистанционного обучения американского университета "Кеннеди Вестерн". Центр продвигает образовательные услуги США на российский рынок с использованием технологий дистанционного обучения.
Центр дистанционного обучения "ИСТИНА" (электронный университет Центра информатизации, социальных, технологических исследований и науковедческого анализа). Образовательный процесс здесь строится в соответствии с концепцией "электронного факультета". Учебные электронные курсы создаются в рамках проекта "Новые информационно-образовательные технологии".
Система дистанционного обучения РАО "ГАЗПРОМ". Это - пример корпоративного (фирменного) профессионального обучения, которое предназначено для повышения образовательного уровня руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих предприятий РАО "Газпром" без отрыва от производства и выезда в учебное заведение. Обучение ведется на базе отраслевых учебных заведений, а также институтов и факультетов повышения квалификации, в учебных центрах в России и за рубежом.
Центр ДО старшеклассников общеобразовательной школы и незанятого населения. Этот Центр создан Минобразованием России совместно с экономическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и Государственной академии сферы бытовых услуг для обеспечения реализации постановлений Правительства РФ № 113 от 4 ноября 1993 г. "Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики" и № 224 от 7 марта 1995 г. "Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности".
Обучение предполагается осуществлять через систему теле- и радиоуниверситетов и учебных проектов.
Центры сетевого дистанционного обучения. Большинство этих центров проводят сетевое обучение, используя компьютерную сеть ИНТЕРНЕТ. Типичным представителем этого класса образовательного учреждения является лаборатория дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской академии образования. Здесь с 1996 г. проводится повышение квалификации учителей по теме "Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования", "Новые педагогические технологии" и др. Обучение проводится в сети ИНТЕРНЕТ в составе групп обучающихся, сопровождается индивидуальными консультациями по электронной почте с преподавателями, а также обменом информацией между слушателями курса.
Другими представителем образовательных центров является лаборатория "Эмиссия" и центр "ЭЙДОС". Так, в Лаборатории "Эмиссия" РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) проводится повышение квалификации работников образовательной сферы (университетов, пединститутов, гимназий, школ и др.). В процессе обучения используется удаленный доступ к базам данных, где содержатся стандарты образования, тексты лекций, учебные курсы, обзоры, образовательные концепции и другая информация. Используются телеконференции в сети РЕЛКОМ-ИНТЕРНЕТ.
Виртуальный учебный центр "Анкей" создал систему, которая позволяет поместить в нее любой курс, обучающую программу или тест и использовать их в среде ИНТЕРНЕТ/ИНТРАНЕТ. Преподаватель со своего рабочего или домашнего компьютера может контролировать процесс обучения студента, прохождение им тестов и сдачу экзаменов. Взаимодействие с преподавателем и другими обучающимися студентами происходит посредством электронной почты, телеконференций и онлайновых семинаров.
На основе приведенного анализа представленных выше примеров успешного внедрения технологий дистанционного и открытого обучения можно сделать вывод, что в системе образования РФ существуют оригинальные разработки в области дистанционного образования, успешно используемые различными учебными заведениями на протяжении нескольких лет.
|