Статьи |
|
Развитие дистанционного образования в мире
Анализ любой системы обучения показывает, что основными элементами обучения на протяжении сотен лет являлись:
- преподаватель (учитель);
- аудитория (лаборатория) в том или ином виде;
- учебные материалы по изучаемому курсу;
- библиотека как накопитель и хранитель знаний.
В XX веке эта совокупность не претерпела сколько-нибудь существенных изменений. До настоящего времени основной контингент обучающихся получает образование в рамках классического (очного) обучения. Таким образом, исторически сложившаяся традиция движения обучающегося к знаниям сохраняется до настоящего времени.
На этом фоне, лишь в конце XX века, проявился и сейчас набирает силу обратный процесс - знания идут к человеку. Эта технология предполагает организацию учебного процесса вдали от учебного заведения и, поэтому, получила название "дистанционное обучение". Учащийся по данной технологии получает комплект (портфель) учебно-методических материалов (отсюда наименование этой технологии - кейс-технология) и изучает их самостоятельно, обращаясь по мере необходимости к преподавателю-консультанту.
В практике открытого и дистанционного образования, которое успешно развивается во всем мире уже на протяжении не одного десятка лет, можно выделить три основных технологии:
Кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у специальных преподавателей - тьюторов в созданных для этих целей
- региональных учебных центрах (РЦ));
- TV-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-тьюторов;
- Сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.
- Существуют и другие технологии (например, обучение по переписке), однако они получили существенно меньшее распространение на практике.
Исторически изначально была создана кейс-технология. В нашей стране в этом направлении была проведена и ведется сейчас большая работа по разработке стандартов учебно-методических материалов и самих материалов. Результатом этой работы является фонд учебно-практических пособий, закрывающий ряд специальностей с первого по пятый курс созданный в учебных заведениях - участниках эксперимента по дистанционному обучению. Каждый курс обеспечивается учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать материал учебного курса. Разработанные курсы объединены в учебные планы по ряду специальностей определяемых образовательным стандартом. При формировании этих планов использован модульный принцип формирования учебных планов.
Проводились эксперименты по использованию TV-технологии. Однако, в условиях экономической нестабильности и скудности финансирования высшей школы в РФ, представляется пока практически невозможным рассматривать эту технологию как основную при создании масштабных систем дистанционного или открытого обучения.
Использование TV-технологии широко применяется в мире (например, в Национальном технологическом университете (США ), Шанхайском Телеуниверситете (Китай).
Сетевое дистанционное обучение, через Интернет, в отличие от других, обеспечивает возможность обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем базового учебного заведения, студентами и администрацией. Подобные системы становятся неотъемлемой частью образования различного уровня во всем мире. Это объясняется низкой стоимостью обучения (в 3-5 раз ниже, чем при очной форме обучения), возможностью получить образование в удобное для обучающегося время и в удобном для него месте.
Анализ процессов, протекающих в системе образования различных стран мира, позволяет рассматривать систему образования как такую систему, в которой происходят эволюционные процессы. Дистанционные технологии получения образования можно рассматривать как естественный этап эволюции системы образования от классического университета - до виртуального, при движении от доски с мелом до компьютерных обучающих программ (учебников-роботов, от книжной библиотеки до электронной, от аудитории до виртуальной аудитории любого масштаба) и т.д. Эти процессы позволяют сосуществовать в рамках одной системы образования различным образовательным технологиям.
В мире разработаны и успешно используются системы дистанционного обучения, предлагающие услуги по изучению различных учебных программ и курсов. Системы сетевого дистанционного обучения состоят из следующих базовых элементов:
- учебное заведение, как организационная структура дистанционной формы обучения;
- информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов;
- технические и программные средства обеспечения технологии ДО;
- преподаватели дистанционной формы обучения (тьюторы);
- обучающиеся (студенты);
Важным аспектом в дистанционном образовании является совокупность применяемых технологий. В учебном процессе используются две группы технологий неинтерактивные (например, предоставление учебно-методических материалов в печатном виде, на аудио- и визуальные носителях или CD-ROM), и интерактивные - компьютерные (например, видеоконференции, электронная почта и т.д.) .
Одной из основных составляющих дистанционного обучения являются базы данных учебно-справочных и методических материалов. К учебно-методическим материалам предъявляются жесткие требования, так как эффективность дистанционного обучения существенно зависит от формы и качества представления учебных материалов.
В системах дистанционного и открытого образования выделяются следующие формы представления учебных материалов: печатные материалы на базе традиционных учебников, учебные материалы на аудио и видеокассетах, радио и телевизионные курсы, курсы на аудиокомпактдисках, курсы с использованием компьютерных технологий.
Эффективность обучения при применении средств ДО зависит от того, насколько оперативна связь обучаемого с преподавателем. Без контакта обучаемого с преподавателем невозможно построить эффективную систему обучения.
В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения: традиционная почта, факс, компьютерные технологии, видеоконференции с использованием одной из форм телевещания, аудиоконференции и видеоконференции на основе телефонных технологий, интранет систем и глобальной сети Интернет.
Наиболее универсальной и перспективной технологией, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающегося, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов - внутривузовском, национальном и мировом, является сетевая Интернет-технология. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся, преподавателей и администрации учебной организации.
|