На главную страницу
Сделать стартовой
   <<  на главную
Библиотека          Статьи          Юмор           Форум             Чат           Голосовой чат      Гостевая книга     
РАЗДЕЛЫ


Главная страница
Архив новостей

Информация

О РФЭИ
Условия поступления
Лизенция

Библиотека

Статьи
Рефераты
Электронные книги
Дополнит. литература

Общение

Форум
Чат
Голосовой чат
Гостевая книга
Опросы

Юмор

Анекдоты
Приколы

Web-мастеру

Обмен банерами
Партнерство
Контакты

Прочее

Тесты
Ссылки








Статьи

Развитие дистанционного образования в мире


Анализ любой системы обучения показывает, что основными элементами обучения на протяжении сотен лет являлись:

- преподаватель (учитель);
- аудитория (лаборатория) в том или ином виде;
- учебные материалы по изучаемому курсу;
- библиотека как накопитель и хранитель знаний.

В XX веке эта совокупность не претерпела сколько-нибудь существенных изменений. До настоящего времени основной контингент обучающихся получает образование в рамках классического (очного) обучения. Таким образом, исторически сложившаяся традиция движения обучающегося к знаниям сохраняется до настоящего времени.

На этом фоне, лишь в конце XX века, проявился и сейчас набирает силу обратный процесс - знания идут к человеку. Эта технология предполагает организацию учебного процесса вдали от учебного заведения и, поэтому, получила название "дистанционное обучение". Учащийся по данной технологии получает комплект (портфель) учебно-методических материалов (отсюда наименование этой технологии - кейс-технология) и изучает их самостоятельно, обращаясь по мере необходимости к преподавателю-консультанту.

В практике открытого и дистанционного образования, которое успешно развивается во всем мире уже на протяжении не одного десятка лет, можно выделить три основных технологии:

Кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у специальных преподавателей - тьюторов в созданных для этих целей
- региональных учебных центрах (РЦ));
- TV-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-тьюторов;
- Сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.
- Существуют и другие технологии (например, обучение по переписке), однако они получили существенно меньшее распространение на практике.

Исторически изначально была создана кейс-технология. В нашей стране в этом направлении была проведена и ведется сейчас большая работа по разработке стандартов учебно-методических материалов и самих материалов. Результатом этой работы является фонд учебно-практических пособий, закрывающий ряд специальностей с первого по пятый курс созданный в учебных заведениях - участниках эксперимента по дистанционному обучению. Каждый курс обеспечивается учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать материал учебного курса. Разработанные курсы объединены в учебные планы по ряду специальностей определяемых образовательным стандартом. При формировании этих планов использован модульный принцип формирования учебных планов.

Проводились эксперименты по использованию TV-технологии. Однако, в условиях экономической нестабильности и скудности финансирования высшей школы в РФ, представляется пока практически невозможным рассматривать эту технологию как основную при создании масштабных систем дистанционного или открытого обучения.

Использование TV-технологии широко применяется в мире (например, в Национальном технологическом университете (США ), Шанхайском Телеуниверситете (Китай).

Сетевое дистанционное обучение, через Интернет, в отличие от других, обеспечивает возможность обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем базового учебного заведения, студентами и администрацией. Подобные системы становятся неотъемлемой частью образования различного уровня во всем мире. Это объясняется низкой стоимостью обучения (в 3-5 раз ниже, чем при очной форме обучения), возможностью получить образование в удобное для обучающегося время и в удобном для него месте.

Анализ процессов, протекающих в системе образования различных стран мира, позволяет рассматривать систему образования как такую систему, в которой происходят эволюционные процессы. Дистанционные технологии получения образования можно рассматривать как естественный этап эволюции системы образования от классического университета - до виртуального, при движении от доски с мелом до компьютерных обучающих программ (учебников-роботов, от книжной библиотеки до электронной, от аудитории до виртуальной аудитории любого масштаба) и т.д. Эти процессы позволяют сосуществовать в рамках одной системы образования различным образовательным технологиям.

В мире разработаны и успешно используются системы дистанционного обучения, предлагающие услуги по изучению различных учебных программ и курсов. Системы сетевого дистанционного обучения состоят из следующих базовых элементов:

- учебное заведение, как организационная структура дистанционной формы обучения;
- информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов;
- технические и программные средства обеспечения технологии ДО;
- преподаватели дистанционной формы обучения (тьюторы);
- обучающиеся (студенты);

Важным аспектом в дистанционном образовании является совокупность применяемых технологий. В учебном процессе используются две группы технологий неинтерактивные (например, предоставление учебно-методических материалов в печатном виде, на аудио- и визуальные носителях или CD-ROM), и интерактивные - компьютерные (например, видеоконференции, электронная почта и т.д.) .

Одной из основных составляющих дистанционного обучения являются базы данных учебно-справочных и методических материалов. К учебно-методическим материалам предъявляются жесткие требования, так как эффективность дистанционного обучения существенно зависит от формы и качества представления учебных материалов.

В системах дистанционного и открытого образования выделяются следующие формы представления учебных материалов: печатные материалы на базе традиционных учебников, учебные материалы на аудио и видеокассетах, радио и телевизионные курсы, курсы на аудиокомпактдисках, курсы с использованием компьютерных технологий.

Эффективность обучения при применении средств ДО зависит от того, насколько оперативна связь обучаемого с преподавателем. Без контакта обучаемого с преподавателем невозможно построить эффективную систему обучения.

В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения: традиционная почта, факс, компьютерные технологии, видеоконференции с использованием одной из форм телевещания, аудиоконференции и видеоконференции на основе телефонных технологий, интранет систем и глобальной сети Интернет.

Наиболее универсальной и перспективной технологией, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающегося, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов - внутривузовском, национальном и мировом, является сетевая Интернет-технология. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся, преподавателей и администрации учебной организации.















Нажимай, нажимай!
Rambler's Top100   Яндекс цитирования       Все для Дома и Отдыха - энциклопедия обо всем   WWWorld.ru - Мир интернет!   Cтуденческий сайт! Есть ВСЁ.
E-mail: rfei-club@mail.ru
Сайт управляется системой uCoz